В 2022 г. минуло ровно 285 лет со дня освящения храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Новосёлках, построенного княгиней И.Ф. Шереметевой в 1730-1737 гг. Эта церковь предшествовала нынешнему зданию Георгиевского храма, перестроенного на прежнем месте в конце XIX века. Но свое летописное исчисление Георгиевская церковь начала еще в первой половине XVI столетия. Именно в это время в Московском уезде в сельце Новосёлки Бохова стана на берегу речки Песочни появляется первый деревянный храм, посвященный «страстотерпцу Георгию». По свидетельству Писцовых книг, первое упоминание о существовании этой «клетцкой» церкви относится к 1574 г., а в 1585 г. при владельце Новосёлковской пустоши Степане Васильевиче Годунове она уже значится «развалившейся». В 1664 г. Иван Иванович Бирдюкин-Зайцев, владевший этой деревней с 1646 г., и его родной брат Киприан получили «благославенную грамоту» на строительство нового храма и владения церковной землей.
Отстроена новая деревянная церковь была «на старом церковном месте» в 1674 г., уже при новом владельце Киприане Бирдюкине-Зайцеве, который получил имение от брата в 1666 г. Почти 10 лет новопостроенный храм стоял «без пения», оставаясь все это время неосвященным. Однако, после того как церковь была построена, с 1680 г. Новосёлки становятся селом и именуются, по названию храма, также селом Георгиевским.
Лишь в 1684 г. при боярине Федоре Петровиче Шереметеве состоялось долгожданное освящение Георгиевской церкви и назначен церковный причт: священник Архип Меркульев, дьячок и пономарь.
В марте 1697 г. по указу Патриарха Адриана священником Никольского храма из соседнего села Пушкино Семеном Флоровым была сделана первая опись церковного имущества Георгиевской церкви. Судя по этому описанию, Георгиевский храм имел весьма скромные размеры; колокольни у него не было – два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка» лежал в церкви. В эти годы в Георгиевском храме служили священники – отец Михаил Афанасьев (1692 г.), отец Иоанн Анкидинов (1697 г.), отец Никита Федоров (с 1704 по 1711 гг.), отец Никита Герасимов (с 1722 по 1725 гг.).
В 1729 г. имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева, капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева – Ирине Федоровне Шереметевой, урожденной княгине Ромодановской. К этому времени Георгиевский храм вновь стал ветшать, и новая хозяйка села 3 июля 1730 г. подала в Синодальный казённый приказ прошение о построении новой деревянной церкви:
«В нынешнем 1730 году имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Бохове стану, в Радонежской десятине, село Егорьевское Новоселки тож, а в означенной моей вотчине церковь Божия обетшала, в которой невозможно исправлять службы, а по обещанию моему желаю я тое церковь в той вотчине построить вновь, а без указу тое церкви строить не смею, а оная церковь будет деревянная во имя великомученика Егория и дабы повелено было вместо обетшалой церкви построить вновь церковь во имя св. Егория и о том дать указ». В скором времени прошение княгини Шереметевой было удовлетворено и одобрено по указу Ея Императорского Величества (императрицы Анны Леопольдовны), и по благословению Святейшего правительствующего синода 17 июля 1730 г. Синодальный казенный выдал заказчице указ о строении означенной церкви.
Новую деревянную церковь русские плотники вновь поставили на живописном, холмистом берегу речки Песчанки. Возведенный на каменном фундаменте деревянный купольный храм с одним престолом, с колокольней были вытянуты в плане по одной оси и покрыты железом.
Прежний храм, как можно предположить, отстоял от нового на несколько сотен метров, располагаясь примерно в том месте, где сейчас находится поворот автодороги в сторону Комягина. Об этом свидетельствуют интересные находки, случайно сделанные в этом месте детьми в начале 1950-х годов. Однажды мальчики-подростки играли в сыпучем прибрежном песке около магазинчика, который располагался здесь, и случайно откопали обрывки священнических облачений и человеческие кости. Всё найденное при этих «раскопках» было передано взрослыми священнику Георгиевской церкви для перезахоронения. Нужно добавить, что и владельцы дома, примыкающего к повороту, старожилы Новосёлок, рассказывали, что каждую весну на их огороде вода, размывая береговой песок, обнажала человеческие кости. Как известно, сельские погосты издревле располагались вокруг святых храмов. Следовательно, на этом месте когда-то и находились Георгиевский храм с местным кладбищем. А на нем был похоронен один из настоятелей церкви, останки которого и были случайным образом обретены в середине прошлого столетия. Возможно, именно этот погост упоминается в книге Патриаршего приказа (№ 141) за 1680 г. В ней идет речь о том, что у церкви Бирдюкиных-Зайцевых по смете имеется церковное кладбище в «четверть десятины, и на том кладбище поставлена крестьянская сенница».
Спустя семь лет строительство Георгиевского храма было завершено, и Ирина Федоровна 12 декабря 1737 г. вновь обратилась в Синодальный казенный приказ с прошением о повелении освятить новопостроенную церковь – «дать указ и освященный антиминс выдать». В ответ на прошение 16 декабря 1737 г. последовало распоряжение Преосвященнейшего Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, о выдаче указа об освящении и «освященном антиминсе», и в тот же день Синодальный приказ назначил протопопа Никифора Иванова с братией из Большого Успенского собора Московского Кремля для исполнения указанного – освящения возведенной церкви.
Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви. С этого времени и вплоть до 1918 г. в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом в этот период судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенским и пономарем Флегонтом Сокольским, а в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский.
В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г. и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г.
К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новосёлок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щёлкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошел до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новосёлок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия. Настенные храмовые росписи, отличавшиеся большой одухотворенностью, были переписаны в начале 1980-х гг. с сохранением расположения сюжетов и Святых на их прежних местах.
Очень ценные воспоминания оставил для нас Андрей Алексеевич Лифанцев. Он родился в 1879 г. в Новосёлках, был усердным прихожанином Георгиевского храма и членом его церковного совета. Вспоминая свои детские годы, он рассказывал своим родственникам, как перестраивалась церковь: когда ему было 7-8 лет, он по поручению своей матери бегал к храму собирать деревянные щепки для топки печи, а у кровельщиков просил отрезать ему полоску жести, чтобы ее носить вместо пояса.
Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились, однако в «Клировой ведомости» Сергиевской церкви села Комягино и приписной к ней Георгиевской церкви за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г. Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и Владыка посетил новопостроенную церковь для ее освящения. Таким образом, 1892 г. – год последнего посещения храма правящим архиереем следует считать датой рождения последнего Георгиевского храма. Иными словами, в 2020 г. Георгиевскому храму, основанному княгиней Шереметевой в 1730 г., исполнится по меньшей мере 128 лет – именно таким будет срок со дня перестройки и переосвящения церкви в целом. Но свое духовное начало Георгиевский храм берет все же в 1737 г., когда состоялось освящение престола церкви, а в конце XIX века произошло ее архитектурное обновление. По меньшей мере четырежды возобновлялись храмы в истории Новосёлок, но всегда традиционно возводились из дерева и неизменно посвящались Покровителю христолюбивого воинства – великомученику Георгию.
В начале XX в. 33 десятины земли при Георгиевском храме находились в безспорном владении причта Сергиевской церкви. Без учета усадебной и земли под погостом пахотной было 26 десятин, сенокосной – 3 десятины и лесной – 4 десятины. В «Ведомости о приходе» за 1918 г. записано, что в сельце Новосёлках имеется всего 57 домов, в которых проживают 169 мужчин и 240 женщин.
В мае 1922 г. представители комиссии по изъятию церковных ценностей, в присутствии настоятеля протоиерея Димитрия Александровича Боголепова, изъяли из Георгиевского храма часть богослужебных предметов из драгоценных металлов общим весом в четыре пуда (примерно 65,5 кг). В середине 1930-х гг. с колокольни были сброшены и отправлены на переплавку колокола. Но, тем не менее, по воле Божией, Георгиевской церкви суждено было уцелеть после событий 1917 г., она никогда не закрывалась, спасенная героическими усилиями своих мужественных прихожан.
Святыни
Главная святыня Георгиевского храма в Новосёлках – чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери с частицей Ее святого Покрова(список с чудотворного образа из Пещерного храма святого архистратига Божьего Михаила Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры).
Необычным было обретение этого чудотворного Богородичного образа. Летом 1957 г. на колхозных полях в Ашукине трудились мужчины из Ивантеевки. Когда подошло обеденное время, они решили поискать в близлежащем бывшем Смоленском храме в селе Софрине, закрытом и поруганном, какое-нибудь приспособление для трапезы, могущее заменить им обеденный стол. Но каково же было изумление ивантеевцев, когда на найденной ими большой доске, лежавшей в бурьяне на пустыре у церкви, они увидели дивный образ Божией Матери, когда-то украшавший софринский храм! По возвращении домой об обретенной святой иконе они немедленно сообщили отцу Василию Решетину – настоятелю Георгиевского храма. Батюшка незамедлительно на своей машине перевез Богородичную икону (а это оказался Черниговский образ Божией Матери) в свой храм, заказав для нее киворий.
Эта святая икона, созданная иконописцами академической школы в 1877 г., пролежала на улице десятки лет под солнцем, дождем и снегом и чудесным образом прекрасно сохранилась, не требуя реставрации! Сама Царица Небесная спасла и уберегла Свой чудотворный образ, явив его нам для нашего укрепления и спасения.
Икону Божией Матери в 1987 г. прекрасно дополнил образ «Иисус Христос» в иконографии «Царь-Царем» (сер. XIX в.), в которую вставлена капсула с частицей Гроба Господня. Святые иконы находятся в общем большом киоте со стороны левого клироса. Каждую среду перед чудотворным образом Черниговской иконы Божией Матери служится молебен с акафистом.
Очень любят и почитают в Георгиевской церкви образ Казанской иконы Божией Матери (кон. XIX в.), находящийся в нижнем ярусе иконостаса, и образ святителя Николая Чудотворца («Николы Можайского», сер. XIX в.) с частицей его святых мощей.
Среди икон современного письма можно выделить большой храмовый образ небесного покровителя храма – святого великомученика Георгия Победоносца (в иконе имеется частица святых мощей Великомученика) и образ святой блаженной Матроны Московской.
Особо почитается в храме память преподобноисповедника Гавриила(Игошкина), архимандрита Мелекесского, прославленного в сонме Святых в 2000 г. в Московской епархии. Его святой образ с частичкой мощей – еще одна дорогая святыня прихожан Георгиевской церкви. Архимандрит Гавриил прожил тяжелую, исповедническую жизнь, в общей сложности провел семнадцать с половиной лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. У отца Гавриила многие духовные чада были из числа прихожан Георгиевского храма, с которыми он состоял в духовной переписке, а после своего освобождения неоднократно навещал их в Ивантеевке.
В храме имеются еще святыни: икона Божией Матери «Благодатное Небо» с частицей Гроба Божией Матери; частицы мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии и частица мощей преподобного Серафима Саровского.
Георгиевский храм и по сей день хранит в себе необыкновенную намоленность прошедших веков и дарит ощущение покоя и умиротворения, какое можно почувствовать только в небольшой уютной церкви. На протяжении советской эпохи он оставался единственным храмом-хранителем Православия в Ивантеевке и во всей ближайшей округе. И, конечно, помогали поддерживать святую веру в своих прихожанах настоящие пастыри ушедшего столетия, на долю которых выпало служение в это трудное безбожное время.
Священнослужители Георгиевского храма
В разные годы в Георгиевском храма служили:
в 1684 г. – отец Архип Меркульев, в 1692 г. – отец Михаил Афанасьев, в 1697 г. – отец Иоанн Анкидинов; в 1722-1725 гг. – отец Никита Федоров и отец Никита Герасимов, в 1843 г. – отец Иоанн Широгоров, в 1918 г. – отец Михаил Введенский, в 1922 г. – отец Димитрий Боголепов, в 1940-1949 гг. – отец Валериан Николаев, затем служил отец Михаил Пировский; в 1949-1956 гг. – протоиерей Гавриил Раевский, в 1956-1960 гг. – протоиерей Василий Решетин, в 1974-1978 гг. – протоиерей Серафим Голубцов, в 1960-1961 гг. – протоиерей Владимир Ткаченко, в 1961-1964 и 1994-1995 гг. – протоиерей Иоанн Зайцев, в 1964-1968, 1978 гг. – протоиерей Павел Москвин, в 1968-1974 гг. – протоиерей Владимир Ильичук, в 1979-1994, 1956 гг. – протоиерей Георгий Кондратьев, в 1995-2006 гг. – протоиерей Зиновий Анисимов.
Отец Иоанн Широгоров
Отец Иоанн Иоаннович Широгоров родился в 1820 г. во Владимирской губернии в семье священника. Обучался во Владимирской семинарии, по окончании которой в 1842 г. со званием ученика второго разряда был определен во священники Сергиевской церкви села Комягина Богородского уезда.
Диакон Мефодий Воскресенский
Диакон Мефодий Петрович Воскресенский происходил из духовного звания. Родился в 1815 г. в Московской губернии в семье пономаря. Закончил Высоко-Петровское училище второго класса.
Отец Валериан Николаев
Отец Валериан Николаев родился в 1891 г. в г. Москве. Окончил коммерческое училище, занимался торговлей чаем и ездил по делам в Китай. Во время гражданской войны воевал в Красной Армии на Туркестанском фронте. В 1920 г. в Самаре сдал экстерном экзамены за курс духовного училища и был посвящен в диаконы, а вскоре и во иереи.
В связи с захватом обновленцами храмов Самары отец Валериан в 1923 г. вынужден был уехать. Служил в различных храмах Москвы и Подмосковья. В конце Великой Отечественной войны служил в Георгиевском храме г. Ивантеевки.
Как только после окончания войны в Москве открылись Богословские курсы, он поступил туда для получения высшего образования.
Отец Валериан был настоятелем храма преподобного Пимена Великого в Москве, ранее служил там же помогающим священником по будням, так как в храме села Новосёлки (Ивантеевка) богослужения совершались по воскресным дням и праздникам. Последнее место служения – храм Рождества Христова в Измайлово. Скончался отец Валериан Николаев в 1987 г.
Отец Михаил Введенский
Отец Михаил Феодорович Введенский родился в 1878 г. в семье священника. В 1899 г. закончил Московскую духовную семинарию со званием студента. С 1899 по 1902 гг. работал законоучителем в церковно-приходских школах в Богородском уезде. С 1903 по 1911 г. Михаил Феодорович был псаломщиком в московской церкви Успения в Кожевниках, а 18 июня 1911 г. стал священником этого храма. Сергиевскую церковь отец Михаил возглавил 1 сентября 1918 г. и одновременно служил в должности законоучителя Комягинской церковно-приходской школы.
Протоиерей Василий Решетин
Протоиерей Василий родился в 1924 г. С ним связана такая история. Отец Василий спасал пристройку к храму, а пристройка отца Василия спасла храм. Храм к тому времени проседал, а пристройка остановила этот процесс…
Своими руками батюшка Василий с прихожанами построил пристройку в 1957-1958 гг., освятил ее, но уполномоченный по делам церкви Трушин А.А. (была тогда такая должность – вроде как смотритель со стороны властей) постановил убрать сооружение, для чего назначил срок и даже прислал своего заместителя проконтролировать, как его, трушинское, распоряжение будет выполнено. Что делать? Батюшка собрал перед началом Литургии самых благонадежных девиц с клироса – Веру Тимофееву, Капитолину Федину, Раису Степанову, Зинаиду Абрамову и Ольгу Фурсову и поведал им такой план: когда все соберутся к назначенному часу, батюшка возьмет стремянку и полезет снимать наличник с пристройки, тут девицы должны батюшку со стремянки стащить и начать бить его натурально, но не до увечий, а он от них вырвется и побежит в сторожку, там и скроется. Была заранее составлена и бумага в защиту постройки в надежде на то, что ее подпишет весь народ, на тот момент в храме присутствующий. Расчет был прост: мероприятие сорвется, назначат новый срок разрушения, а к новому сроку видно будет, Господь милостив, может еще и обойдется. Наступил назначенный властями день, день воскресный. Литургию отслужили, отец Василий с амвона объявил о присланном приказе от властей, потом вышел из храма, переоделся в рваный подрясник. Дальше все должно было пойти по условленному плану, но повернулось неожиданно. Начали, как договорились: батюшка на стремянку, девицы его бить и тут… Собравшиеся прихожане (а собралось народу – не протолкнуться) неожиданно стали защищать батюшку и без всякой уже договоренности изрядно поколотили девиц с клироса, да так, что те насилу в овраг убежали и до вечера там сидели, боялись себя обнаружить…
Вот одна из тех безстрашных девиц – Рая, а ныне Раиса Андреевна Степанова с 50-летним стажем на клиросе, эту историю и поведала.
Пристройку после такой смуты власти трогать уже действительно не посмели, тем более что те самые прихожане в несметном количестве, которые били девиц с клироса, поставили свои подписи под петицией в защиту постройки. А все ж таки с отцом Василием расправились по-советски: сначала тихо перевели его в другой приход, а потом вовсе запретили служить. И работал батюшка дворником, грузчиком на заводе, шесть лет так работал. Не пощадили и его дом, что находился в деревне Расторгуево. Прислали солдат, людей подневольных, разобрали постройку по бревнам да пораскидали, осталась семья отца Василия (на тот момент – он, матушка и дочка, потом родились еще трое детей) без жилья в один момент…
Девиц же долго мучили сначала: вызывали по месту работы, расспрашивали, грозили увольнением да потом отстали. Когда времена изменились, разрешили отцу Василию снова служить, и служил он в одном из подмосковных храмов. 29 ноября 1994 года батюшка отошел ко Господу. Пристройка же и до сих пор стоит.
Хочется добавить, что имена протоиерея Василия Решетина и протоиерея Георгия Кондратьева (служил в Георгиевском храме в 1956 и в 1979-1994 гг.) увековечены в истории Успенского храма на Чижевском подворье в Москве. С благодарностью вспоминают их как благотворителей и благоустроителей, своим попечением и трудами возродивших красоту Патриаршего подворья.
Протоиерей Серафим Голубцов
Отец Серафим Голубцов родился 14 июля 1908 г. Был самым младшим из детей профессора Московской духовной академии Александра Петровича Голубцова, который скончался, когда Серафиму не было еще и трех лет. Мать, Ольга Сергеевна, урожденная Смирнова, дочь протоиерея, ректора Московской духовной академии, умерла от оспы, когда Серафиму было 12, в 1920 г., и он с 11 братьями и сестрами остался круглой сиротой.
С младенческих лет мама приобщала детей к церкви, не раз ездили к старцу Алексию в Зосимову пустынь, который имел большое влияние на духовное становление Серафима. После смерти старца осенью 1928 г. Серафим стал часто бывать в Даниловом монастыре, прислуживал у одного из архиереев. В ночь на 29 октября 1929 г. впервые был арестован вместе со многими другими монахами. В эту же ночь, в другом месте, был арестован его будущий тесть – отец Вениамин Воронцов – один из священников московской церкви святителя Николая в Пыжах на Ордынке. Впоследствии отец Серафим встретился с отцом Вениамином в высылке в Архангельске.
С начала 1930 г. до 1934 г. отбывал ссылку в Северном крае, на станции Онега, работал на лесосплаве, где сильно простудился, с трудом перенес воспаление легких – и то благодаря уходу родного брата Николая, который навестил там его в октябре 1931 г. Отбыв срок, в 1934 г. Серафим вернулся в Посад, но жить в Московской области ему не разрешили, и он направился в Киржач. Там он вошел в круг прихожан Катакомбной Церкви, на жизнь подрабатывал сапожным мастерством.
28 декабря 1936 г. Серафим Александрович был арестован в Киржаче сотрудниками НКВД вместе с архимандритом Симеоном (Холмогоровым) и другими священнослужителями и монахами в числе более 20 человек. Содержался в тюрьме НКВД во Владимире; в 1937 г. был осужден тройкой при УНКВД СССР по Ивановской области как «активный церковник, участник подпольной к/р организации церковников и монашества» и был заключен в тюрьме НКВД г. Иваново.
После освобождения в поисках духовного руководства Серафим поехал на Кавказ, желая встретиться с отшельниками, как он слышал, скрывавшимися и спасавшимися в горах Кавказа. Там попал к старцу, который ему рассказал всю его, Серафима, прошлую жизнь, настоящее положение и будущее, что и сбылось, как вспоминал отец Серафим.
В 1941 г. был взят на войну и попал на Ленинградский фронт, в артиллерийские войска; сначала был санитаром, таскал раненых с передовой и остался жив, как он считал, по предстательству отца Алексия, потом заболел, там же лечили, потом перевели работать сапожником.
В 1939 г. Серафим обвенчался с Анной Вениаминовной Воронцовой. Отец Серафим был хорошим семьянином: воспитал пятерых детей, которые получили высшее музыкальное и медицинское образование. После войны семья оказалась в Ростове.
13 января 1946 г. Серафим Александрович был рукоположен епископом Елевферием (Воронцовым) во диакона в кафедральном соборе в городе Ростове-на-Дону, 12 сентября епископом Серафимом (Шараповым) в том же соборе – во священника.
В 1951 г. на Ростовскую кафедру был назначен митрополит Вениамин (Федченков), и распоряжением Святейшего Патриарха Алексия отец Серафим был назначен секретарем нового Владыки. Должность оказалась весьма нелегкой. За очень смелые проповеди Владыки Вениамина им был недоволен уполномоченный по делам Церкви в Ростове и свое раздражение срывал на отце Серафиме. Все это сказывалось на его здоровье и нервах; к этому следует добавить и изматывающую ростовскую жару летом, и дополнительную нагрузку по должности ключаря собора. И вот весной 1955 г., даже не ставя в известность Владыку Вениамина, Серафим с семьей переехал в Коломну Московской области, где купил небольшой домик в три комнаты. В единственном тогда городском храме он был оформлен как замещающий настоятеля на время его отсутствия. В 1961 г., в хрущевское гонение, попал под сокращение штатов и остался без места. Тогда отец Серафим направился в Москву к Патриарху Алексию, который, видимо, как почитатель его отца и своего учителя по Московской духовной академии профессора Александра Петровича Голубцова, перевел его в Москву, в храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, где сложились не очень хорошие отношения с настоятелем.
Свою семью отец Серафим перевез из Коломны поближе к Москве, прописались на ст. Клязьма (Яросл. ж.д.) по Тургеневской улице, 42, где купили полдома.
Благодаря помощи Владыки Пимена (Извекова), тогда митрополита Московского, отцу Серафиму удалось в 1964 г. перейти на новое место служения, поближе к дому и семье, – в храм Покрова Божией Матери в Черкизово, что близ станции Тарасовка, откуда его настоятеля, человека уже в преклонном возрасте, перевели в Лефортово исполняющим обязанности отсутствовавшего настоятеля, но вскоре уволили за штат за резкие проповеди.
В Покровском храме пос. Черкизово отец Серафим прослужил настоятелем около 9 лет. Здесь у него возникли осложнения с подчиненным ему по службе отцом Александром Менем, которого через месяц перевели в Новую Деревню. Но против отца Серафима были и староста, и регент. В результате через некоторое время отец Серафим слег со стенокардией в больницу, откуда написал прошение благочинному с просьбой перевести его в одноштатный приход. Его просьбу исполнили только в 1973 г., назначив его в храм святого Георгия Победоносца г. Ивантеевки, где он прослужил около 5 лет. Несмотря на гораздо более спокойную обстановку, где прихожане и церковный совет его весьма чтили, он вновь заболел (легкой парализацией) и, подав прошение, 26 декабря 1978 г. вышел за штат. Находясь за штатом, отец Серафим по возможности посещал храм в праздничные дни, в будни же занимался посильным трудом – освоил переплетное дело и переплетал церковные книги и журналы.
Протоиерей Серафим Голубцов ранее был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. По словам благочинного протоиерея Георгия Кондратьева, «протоиерей Серафим был благочестивым и усердным служителем Церкви Божией. Он истово, с любовью совершал богослужения и проповедывал Слово Божие; всегда строго соблюдал церковный Устав и требовал этого от своих собратий, сослужителей… Был очень скромным человеком. Своей глубокой верой и благочестием он подавал пример другим».
20 мая 1981 г., в день Преполовения Пятидесятницы, отец Серафим сам причастился дома Святых Христовых Таин, все в доме окропил святой водой и через два дня, на Николу, внезапно скончался от инфаркта.
Отпевание совершали 24 мая, в воскресение, в Георгиевском храме благочинный церквей Загорского округа протоиерей Стефан Середний, настоятель Никольского храма г. Пушкино протоиерей Димитрий Саган и настоятель Георгиевского храма протоиерей Георгий Кондратьев в присутствии родного брата почившего, архиепископа Сергия, приехавшего из Троице-Сергиевой Лавры. Похоронили отца Серафима в ограде Георгиевского храма.
Протоиерей Георгий Кондратьев
Отец Георгий Кондратьев был личностью сильной и самобытной и потому оставил заметный след в памяти прихожан. «Красивый русский человек, с чудесными темными глазами. Взгляд, устремленный вдаль, пронизывающий…» – так рисует образ батюшки один прихожанин из Щёлкова. Рассказывают, что его любили, хотя он был строг, а порою и суров, мог прервать службу и сделать замечание «расшалившимся прихожанам». Многие также отмечали провидческий дар отца Георгия.
Родился отец Георгий в Оренбурге. Дедушка по матери – уральский казак – был до революции лесником. Он и его супруга вели трудовую жизнь на земле, но попали под раскулачивание. Воспитывала Георгия бабушка, водила его еще ребенком в храм, познакомила с молитвой. В семь лет Георгий уже сознательно стал посещать храм, был там постоянно, и в этом возрасте появилась у мальчика мечта служить в церкви. Еще в довоенное время он начал прислуживать в алтаре. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, стал иподиаконом. После Победы закончил семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Хотел стать монахом, но страшился – выдержит ли он этот подвиг. Обратился за советом к своей духовной наставнице, и та благословила ему… жениться. И даже нашла невесту. 13 июля 1952 г. состоялось венчание. У отца Георгия и его супруги Валентины было трое детей – два сына и дочь, и каждый из них, в большей или меньшей степени, связал свою жизнь с Церковью.
18 июля 1952 г. Георгий был рукоположен во диаконы, а 20 июля – в священники. «И вот уже 42 года я, по милости Божией, служу в священном сане», – говорил батюшка за несколько месяцев до своей кончины. К служению своему батюшка относился очень ответственно. «Для каждого человека необходимо найти нужное слово… И каждого нужно понять, каждому помочь… Иногда простая, добрая шутка или теплое тихое собеседование утешают больше, чем мудрое назидание», – считал отец Георгий.
Последним и многолетним местом служения батюшки был Георгиевский храм в Ивантеевке, сюда он был переведен из Никольского храма села Жигалова (ныне в черте Щёлкова), где прослужил 21 год (1956-1977) и где оставил о себе добрую память. А ведь Церковь в то время подвергалась гонениям, и служить было совсем непросто. Также батюшка весьма продолжительное время возглавлял благочиние.
Однажды, это было в 1994 г., после Литургии отец Георгий собрал мужчин с клироса и попросил их выкопать могилу за храмом. Мужчины смутились, но отказать батюшке не посмели. Находящимся в тот момент в сторожке за трапезой прихожанам отец Георгий поведал о своем сне. Видел он мать свою умершую, дом деревянный необычайной красоты и цветы вокруг разные, но очень красивые. Дом изнутри был весь залит солнечным светом, и мать его находилась в одной из комнат этого дома; он, конечно, подошел к ней с великой радостью и спросил: «Как ты здесь живешь?» На что мама ответила, что живет потихонечку, каждый день у нее там служба (церковная). Потом приглашает его выйти на улицу посмотреть, как да что вокруг. Выйдя, батюшка видит, что совсем рядом идет постройка дома, тоже деревянного, и спрашивает: «Чей же это дом?», мама ему отвечает «Да ты ж строишь…». Батюшка еще раз обвел глазами дом, поражаясь красоте постройки, и проснулся…
На третий день, после Литургии (то было 17 июля – в день памяти убиения Царской Семьи), могилу стали обкладывать кирпичом, певчие помогали тоже. Вечером батюшка собрал духовных чад и, сердечно попрощавшись, благословил всем ехать в Троице-Сергиеву Лавру на Всенощное бдение под праздник преподобного Сергия Радонежского, а на прощание сказал, что утром они встретятся на Литургии в нашем храме.
Когда же все разошлись, приехала к батюшке его духовная дочь Наталья, медик по профессии. Батюшка показал ей почти завершенную могилу, но объяснять ничего не стал, между делом попросил ее помочь провести незначительную медицинскую процедуру и пошел в свою келью, а Наталья – в сторожку приготовить все необходимое. Пока она суетилась с приготовлениями, а мужчины-певчие положили последний кирпич в могиле, алтарница Анастасия Яковлевна обнаружила, что с батюшкой неладно. Вызвали «скорую», врачи определили кровоизлияние в мозг и госпитализировали батюшку в реанимацию местной больницы в два часа дня, а в 16.30, не приходя в сознание, в присутствии своего сына отец Георгий отошел ко Господу.
Отец Георгий был похоронен на территории Георгиевского храма.
Протоиерей Зиновий Анисимов
Отец Зиновий Степанович Анисимов, митрофорный протоиерей, прожил большую жизнь, наполненную многими трудами на благо Церкви. Родился 16 августа 1930 г. в деревне Малые Токташи Аликовского района Чувашской АССР в крестьянской православной семье. С пятнадцатилетнего возраста начал регулярно посещать свой приходской храм, петь и читать на клиросе. После окончания сельской школы в 1944 г. трудился в колхозе. В 1952 г. окончил с отличием Саратовскую духовную семинарию, в 1956-м – Московскую духовную академию, получив степень кандидата богословия. Во диакона был рукоположен в 1955 г. самим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I; в сан священника – 7 декабря того же года архиепископом Можайским Макарием (Даевым).
Отец Зиновий много лет служил священником, а затем настоятелем Ильинской церкви в Загорске (ныне Сергиев Посад) и в Вознесенском храме села Рахманова Пушкинского района. Возглавлял Загорское благочиние, в течение пяти лет был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В ноябре 1994 г. тяжело заболел и был переведен за штат Московской епархии. В 1995 г. посетил с паломнической поездкой Святую Землю. 5 июня 1995 г. был назначен в штат Георгиевского храма г. Ивантеевки, с 25 июля 1997 г. стал его настоятелем.
Много нужного и полезного привнес за время своего служения в храме Георгия Победоносца отец Зиновий. При нем образовался молодежный хор, облагорожена территория за оградой храма, обозначена площадка, где теперь можно парковать транспорт. И самое большое дело – это реставрационные работы самого храма. Были заново позолочены кресты, полностью восстановлен фундамент, покрыты медью купола, отреставрированы деревянные части постройки и кровля, обновлена проводка; приобретена новая церковная утварь (паникадила, позолоченные лампадки, подсвечники и другое.
В 2005 г. вновь постигший батюшку тяжелый недуг вынудил его проситься за штат, и 7 декабря 2006 г. его прошение было удовлетворено. Будучи за штатом, отец Зиновий по возможности продолжал посещать Георгиевский храм и окормлять вверенную ему от Бога паству.
За годы своего пастырского служения батюшка снискал к себе благодарную любовь и уважение своих многочисленных духовных чад, прихожан и духовенства. Отец Зиновий был благодатным, очень духовным и добрым батюшкой, обладавшим редким даром утешения. Богослужения священника были подлинными праздниками для верующих, а его пение сравнивали с «бурнотекущим горным потоком небесных вод». Его одухотворенные проповеди, живой пример любви к Богу, евангельское сострадание к людям и боль за них, мудрое и чуткое пастырское руководство привели не одну заблудшую душу ко Господу.
Скончался отец Зиновий после тяжелой продолжительной болезни 21 апреля 2008 г., в Великую Среду Страстной седмицы, на 78-м году жизни. Божественную Литургию и чин отпевания 23 апреля в Георгиевском храме возглавил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек при стечении духовенства и множества верующих. Отец Зиновий был погребен за алтарем Георгиевского храма, недалеко от прежних настоятелей – отца Георгия и отца Серафима.
***
С декабря 2006 г. настоятелем Георгиевского храма является священник Алексий Барашков, его помощником – протоиерей Иоанн Ляхов. Отец Алексий Барашков родился в 1983 г., в 2005 г. окончил Коломенскую духовную семинарию, в 2012 г. – Московскую духовную академию. Является членом Епархиального отдела по реставрации и строительству и преподавателем Епархиальных библейско-богословских курсов имени преподобного Сергия Радонежского. Его усилиями и молитвами преобразился внутренний вид храма, активизировалась приходская жизнь, началось строительство на приходе нового храма в честь Новомучеников Ивантеевских.
Протоиерей Иоанн Ляхов родился в 1972 г., в 1994 г. окончил Московскую духовную семинарию. Своей скромностью, трудолюбием, честностью и отзывчивостью отец Иоанн снискал заслуженное признание и уважение среди прихожан. У отца Иоанна большая семья из 9 детей.
***
Много людей трудятся и несут послушание в Георгиевском храме. Но одной из самых удивительных прихожан является Степанова Раиса Андреевна, добрая, строгая и справедливая, каковой считают ее на приходе. Раиса Андреевна родилась в 1931 г. в дер. Сомовка Липецкой области, с 1950 г. проживает в г. Ивантеевке. В том же году начала посещать Георгиевский храм и выполнять послушание певчей. Благословение встать на правый клирос было получено от настоятеля храма протоиерея Гавриила Раевского. Более 60 лет она пела на клиросе, 55 из них еще регентовала, была псаломщицей и большим ревнителем точного исполнения церковного устава. Она не допускала никаких сплетен, могла остановить любой конфликт. Многие предметы облачения храма были сшиты ее заботливыми руками. Всю жизнь прожившая в Георгиевском храме, Раиса Андреевна является хранительницей многих историй, связанных с приходом. В одной истории, связанной с избиением отца Василия Решетина и описанной выше, она была активной участницей.
Но самое главное – Раиса Андреевна воспитала много талантливых учеников, которые теперь стали и псаломщиками, и чтецами, и певчими, и дьяконами, и даже священниками. Сторонница старинного исполнения церковных песнопений, бережная хранительница старинных церковных богослужебных книг [некоторые из них датированы серединой XVIII в. и сохранились ею практически в первоначальном виде, хотя по этим книгам много лет пели хоры на клиросах], она строго следила, чтобы по молодости лет и горячности, свойственной молодежи, не искажали юные исполнители духовного смысла молитвенных песнопений театральными вычурами, строго отделяя церковное от сценического.
Таких людей, которые в годы лихолетья не смалодушничали и не боялись своим служением Богу проповедовать православную веру, каковой является Раиса Андреевна, совсем не много. Превозмогая немощь телесную и годы, отказавшись от семейного счастья, Раиса Андреевна с большой ответственностью каждодневно несла свое послушание, подвизаясь в маленьком храме, не ища суетной мирской славы.
***
Одной из старейших прихожан храма является Тимофеева Вера Георгиевна. Родилась она в 1929 г. в Краснодарском крае, станице Петропавловская. В 1949 г. приехала по вербовке на сельскохозяйственную выставку. На 26 году жизни воцерковилась в ивантеевском храме великомученика Георгия Победоносца. Через 5 лет по рекомендации Степановой Раисы Андреевны и благословению настоятеля храма протоиерея Серафима Голубцова ей было назначено послушание певчей правого хора. Вера Георгиевна является участником тыла Великой Отечественной войны.
***
Приход, помимо ежедневных богослужений, ведет благотворительную и миссионерскую деятельность. При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, детский вокально-хоровой коллектив. Центром притяжения для молодежи стал православный приходской театр, исполняющий духовно-нравственную миссию на сцене. Своими творческими постановками артисты учат зрителей любить родное Отечество, православную веру и творить добро.
Престольные праздники Георгиевского храма отмечаются 6 мая и 9 декабря.
Приписной храм:
Храм Новомучеников Ивантеевских
С каждым годом Ивантеевка прирастает новыми жителями, и небольшая Георгиевская церковь давно уже с трудом вмещает всех приходящих сюда помолиться. В связи с этим на территории прихода, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возведение нового храма в честь Новомучеников Ивантеевских – протоиерея Александра Вершинского, Павла Кузовкова и Николая Копнинского. Память наших Небесных предстоятелей празднуется Церковью ежегодно 8 декабря, совершается торжественное богослужение с участием архиерея и большого числа прихожан и гостей. Верующие ивантеевцы, взирая на подвиг своих земляков, пожелали увековечить их святые имена и построить новый храм в память о своих славных соотечественниках. И, действительно, храм строится святыми молитвами и пожертвованиями жителей города.
По своей архитектуре новый храм составит гармоничный ансамбль со старинной Георгиевской церковью. Проект храма разработан ООО «Регионгражданпроект» г. Владимира. Главным архитектором проекта является В.Н. Ижиков, архитектором – В.В. Губский.
31 марта 2013 г. благочинным церквей Ивантеевского округа протоиереем Иоанном Монаршеком в сослужении клириков Ивантеевского благочиния был отслужен молебен на начало строительства храма, в апреле строительство началось. К осени нулевой цикл был закончен (строительство нулевого цикла производило ООО «Гелиос-2»), и 13 октября 2013 г. была совершена закладка капсулы с грамотой в основание алтаря верхнего храма.
С 2014 по 2016 гг. строительные работы велись ООО «Строительная компания «Крон-М». За этот период были выполнены все основные общестроительные работы.
4 сентября 2016 г. благочинным церквей Ивантеевского округа протоиереем Иоанном Монаршеком в сослужении клириков Георгиевского храма г. Ивантеевки были освящены купол с крестом основной главки храма. В этот же день купол с крестом были подняты и установлены на барабане храма.
22 октября 2017 г. был освящен и установлен второй купол и крест. Вместе с крестом высота нового храма составляет 40 метров. После установки купола и креста храм Новомучеников Ивантеевских принял завершенный вид, теперь его венчает 11-метровый шатер весом в 9 тонн, полутораметровый в диаметре золотистый купол и 30-килограмовый крест.
Но внутри храма работы еще продолжаются.